(Выдержки из книги Шахида Муртаза Мутаххари «Знакомство с исламскими науками»)
Одной из наук, которая зародилась в колыбели исламской культуры, является ирфан.
Арифы из различных слоев имеют одну особенность. Она состоит в том, что арифы, кроме существования в качестве культурной прослойки, создания науки под названием ирфан, пестования из своей среды великих ученых и авторства ценных произведений, создали также и общественную группу в исламском мире.
Представителей ирфана с культурной точки зрения называют «арифами», а с общественной – «суфиями».
Несмотря на то, что арифы и суфии распространены во всех исламских группах и мазхабах, они являются очень сплоченной и организованной общественной группой. Их мысли и убеждения, особые правила поведения, специфический внешний вид и одежда делают их и поныне особой религиозно-общественной группой…
Ирфан, как научный и культурный комплекс, состоит из 2-х частей: практическая часть и теоретическая часть.
Практический ирфан
Практический ирфан раскрывает и разъясняет связи и взаимоотношения человека с миром и Аллахом. С этой точки зрения ирфан схож с наукой о нравственности. То есть, такая же практическая наука. Эта часть ирфана называется «сейру-сулук». Здесь разъясняется, с чего следует начать, чтобы достичь этапа единобожия (товхид), какие ступени и в какой очередности следует преодолеть. Конечно же, все эти этапы следует проходить под присмотром и руководством совершенного и зрелого человека. Если этого не будет, то есть вероятность сбиться с верного пути.
Между товхидом арифов и простых людей, и даже философов, имеется существенная разница. Товхид арифа заключается в том, что на самом деле существует лишь Аллах, а все остальное – лишь видимость. Товхид арифа – «Нет ничего кроме Аллаха». Товхид арифа – это преодоление путей, и достижение ступени, где нет ничего кроме Аллаха.
Противники арифов не признают эту ступень товхида, называя его богохульством. Но, по мнению арифов, настоящий товхид заключается именно в этом, и его невозможно достичь умом и мышлением. Это возможно лишь душевной борьбой, нравственным очищением.
Во всяком случае, между этой частью ирфана (практический ирфан) и наукой о нравственности, которая ищет ответ на вопрос «Что делать?», есть очень много общего. Разница же заключается в следующем:
- Во-первых, ирфан повествует о самом человеке, об окружающем мире и связях с Аллахом, направляя основное внимание на связи между рабом божьим и Аллахом. Хотя не все нравственные системы считают нужным исследование связей между человеком и Аллахом.
- Во-вторых, вопреки установившемуся и стабильному характеру науки о нравственности, ирфан является эволюционной наукой, то есть в нем повествуется о пути человека, начиная с отправной точки до конечной цели.
По мнению арифа, для человека существует реальный, неоспоримый путь (сират), и он должен преодолеть его поэтапно. И невозможно достичь последующего этапа, перешагнув через предыдущий. Таким образом, в глазах арифа душа человеческая схожа с растением или же младенцем; она должна совершенствоваться согласно особенной закономерности.
В науке же о нравственности речь идет о некоторых достоинствах – правдивости, верности, справедливости, доброте, самоотверженности и т.д. Душа должна быть украшена этими качествами. С точки зрения нравственности, человеческая душа похожа на дом, который следует раскрасить различными орнаментами, однако не указывается, с чего начать и где кончить. В ирфане же, наоборот, нравственные качества обсуждаются в диалектической форме.
В-третьих, нравственные элементы души, с точки зрения значения и понятия, ограничены, и обычно их очень легко распознать. А элементы ирфана души весьма разнообразны. В сейри-сулук ирфана речь идет о ряде эмоций и состояний, и человек может распознать их, лишь пройдя определенные этапы и совершенствуя свой дух. Остальные же не ведают об этом состоянии.