Отношение к суфизму на Западе

(часть третья)

(Начало: http://islam.az/article/a-964.html; http://islam.az/article/a-968.html)

Отношение западных кругов к тасаввуфу также зависит от политической обстановки. После колонизации мусульманских стран, империалисты стали свидетелями большого авторитета суфийских течений, и предприняли попытки переманить на свою сторону суфийских шейхов. Однако некоторые суфийские шейхи возглавили борьбу против колонизаторов. Омар Мухтар (1861 - 1931), стоявший во главе вооруженного сопротивления французским захватчикам в Ливии, принадлежал к течению санусиййа. Амир Абдульгадир (1808 - 1883), национальный герой Алжира, представлял течение гадириййа. Борьбу против русского колониализма на Северном Кавказе возглавляли представители течения нагшибанди.

Отметим, что государство Сефевидов, считавшееся одной из самых могущественных империй Востока, было создано Шахом Исмаилом Хатаи, который также представлял суфизм. Запад, будучи проинформированным о влиянии тасаввуфа, относился к нему с опаской, стараясь использовать его себе во благо. Если же этого не удавалось, предпринимались попытки ослабить суфизм.

Свидетельством влияния суфизма на западные ученые круги является тот факт, что французский философ Рене Генон (1886-1951) принял Ислам именно после ознакомления с суфизмом. Хотя в молодости он обучался в католической школе, был знаком со многим религиями и течениями. Позднее он принял имя Абдульвахид Яхья и переселился в Египет, где и прожил до конца своих дней.

Отметим, что отношение западных востоковедов к суфизму также было неоднозначно. Западные ученые имели ограниченный доступ к первоисточникам, а порою просто ошибочно трактовали поступающую информацию. Признаем, что для западного человека довольно сложно понять и прочувствовать в должной степени Восток. А тасаввуф следует именно прочувствовать.

Видный немецкий востоковед Анни Мари Шиммель в своей книге «Мир исламского мистицизма» писала: «В отношении к мистическому опыту сравнительно легко различать «волюнтаризм» и «гностицизм». Мистик волюнтаристского типа желает оценить себя атрибутами Аллаха. Он стремится соединить свою волю с волей Аллаха, тем самым устранив трудности, возникающие от метаний между дилеммой предопределения и свободой выбора. Это практический мистицизм. Мистик же гностического типа стремится познать Аллаха как можно глубже и комментировать Его откровения. Вместе с тем, ни один мистик не решился утверждать, что понял Его сущность» (стр.21).

Видный французский исследователь Мишель Шодкиевич принял Ислам именно после ознакомления с суфизмом. В одном из своих интервью он утверждал, что представители иудейской философской школы маймонидов были вдохновлены именно суфизмом: «Они (маймониды) не были суфиями в прямом понимании, они оставались иудеями. Чтобы тстаь суфием следует обязательно быть мусульманином. Они поняли, что суфизм скрывает величайший духовный потенциал. Они читали суфийских авторов… Они переписывали их досконально. Но как только встречались высказывания сподвижников Пророка, они писали : «Один мудрец из народа сказал…».  А как только встречались коранические аяты, они заменяли их идентичными посланиями из Торы».


Опубликовано:26 Май, 2017, Просмотров:2681, Печать
 

Ваше имя |
Текст
Captcha
|
Captcha
© 2023 При использовании материалов, ссылка на сайт www.iSLAM.az обязательна!
Copyright 2002-2016, Центр Религиозных Исследований, All Rights Reserved.
Вопросы и пожелания: [email protected]
  SpyLOG Сайт сделал: 313wb.com