Одно из интересных событий, связанных с хадисом Гадир-Хум, произошло во времена известного ученого Шейха Муфида. Шейх Муфид с детских лет стал изучать науки. Он проявлял особенный интерес к таким наукам, как калам и логика. Именно благодаря этому впоследствии он вел научные споры с великими учеными своего времени и всегда выходил победителем из споров.
Выдающиеся умения шейха Муфида в сфере ведения научных споров (джадаль) признавали даже его враги. Современник ученого Хатиб Багдади говорил, что если Муфид поставит перед собой цель доказать, что деревянная палочка из золота, он сможет это сделать!
Начальное образование Муфид получил в Багдаде у ученого Абу Абдуллаха Джала. Отметим, что во времена Муфида в Багдаде правила династия Бувейхидов. Бувейхиды были зейдитами («умеренная» ветвь шиитского ислама, основателем которой является 3-ий внук имама Хусейна (а) Зейд ибн Али). Поэтому они относительно мягко относились к мазхабу джафаритов. В те времена в Багдаде широко было распространено течение «мотазили» и здесь жили великие ученые – представители этого течения. Мотазили в некоторых вопросах были близки шиитам, и поэтому шиитские ученые первое образование получали у ученых-мотазили.
Спустя какое-то время Абу Абдуллах Джал понимает, что ему уже нечему обучать этого талантливого ученика. Поэтому он направляет его к превосходящему его по рангу ученому – мотазили Али ибн Исе Руммани.
Муфид, не представившись, пришел на то место, где Руммани преподавал уроки. Войдя внутрь, он увидел, что комната полна учеников. Не найдя места, он уселся в том месте, где снимали башмаки и стал слушать урок.
В это время один прибывший из Басры задал Руммани такой вопрос: «Что вы думаете о хадисе Гадир-Хум? Шииты, ссылаясь на этот хадис, говорят о том, что именно Али ибн Абу Талиб (а) стал халифом после Пророка».
Руммани ответил: «Мы тоже, ссылаясь на аят о Пещере в Коране (Тауба, 40; аят о пребывании Абу Бекра во время хиджрата вместе с пророком в пещере), верим в халифатство Абу Бекра. Аят о пещере - это дираят (истина), а хадис Гадир-Хум – раваят (притча). Истина выше притчи». (Вопрос с неоспоримыми доказательствами или реальное событие, известное всем, называется дираят – истина. В данном случае аят Корана является дираятом, а хадис раваятом - притчей).
Шейх Муфид, ничего не говоря, ждал подходящего момента, чтобы ответить Руммани. Спустя какое-то время он спросил у ученого: «О, шейх! По-вашему, каков приговор человеку, выступившему против справедливого имама своего времени?».
Руммани сначала ответил: «Кафир» (неверный), но потом исправил ошибку и сказал: «Фасиг» (то есть виновный). Муфид продолжил: «Считаете ли вы имама Али ибн Абу Талиба (а) справедливым имамом своего времени?». Руммани подтвердил: «Да, он был имамом, которого важно слушаться».
Муфид спросил: «В таком случае, попавшие в Рай сахабы Талха и Зубейр были фасигами, раз они подняли бунт против имама и сражались с ним?». Руммани увидел выход в таком ответе: «Верно, они приняли участие в сражении Джамаль, но потом раскаялись и зареклись». Муфид сказал последнее слово: «Их участие в сражении Джамаль является истиной, а сведения о том, что они потом раскаялись – притчей. Вы сами сказали, что истина превыше притчи!».
Руммани не смог ответить ничего на такой логический ответ. Он спросил у Муфида как его зовут и кто преподавал ему. Затем он написал письмо и поручил Муфиду передать его своему учителю Абу Абдуллаху Джалу. Муфид доставил письмо своему учителю. Учитель прочитал письмо и, улыбнувшись, сказал: «Руммани написал о вашем с ним разговоре и сказал, что в этом споре ты его выиграл. А еще он назвал тебя «муфид», то есть полезный, приносящий пользу другим своей наукой». Говорят, что после этого он и прославился как Шейх Муфид.
Конечно, есть еще притчи о том, что так Шейха Муфида назвал 12-ый Имам и сведения о том, что письмо, адресованное Его светлостью Шейху Муфиду, начинается со слов «лиль-аххис-садид, валиййир-рашид, аш-шейхиль –муфид» (брату, крепко стоящему на своем пути, верному другу и приносящей пользу личности).