Мир сокровенного, познания и тайны сокровенного ведомы только Аллаху. В Коране Аллах велит: «И говорят они: «Если бы было ниспослано ему знамение от его Господа!» Скажи: «Тайное принадлежит только Аллаху. Ждите, и я с вами ожидаю!» (сура Йунус, аят 20; также сура Намль, 65; сура Анам, 59).
Даже пророк Мухаммед (с) был осведомлен не обо всем, что относилось к миру сокровенного: «Только у Него – ключи тайного; знает их только Он. Знает Он, что на суше и на море; лист падает только с Его ведома, и нет зерна во мраке земли, нет свежего или сухого, чего не было бы в книге ясной. (сура аль-Анам, 50). Упоминающийся в этих аятах сокровенное – это абсолютное сокровенное (например, к Судному дню, времени пришествия Махди). Никто кроме Аллаха, ни человек, ни джин, ни ангел не может этого знать.
Другой вид сокровенного называется относительным сокровенным, о котором Аллах может поведать только своим любимым и приближенным. Опять читаем в Коране: «Ведающий сокровенное; и не даст Он узнать сокровенное у Него никому, кроме тех, к кому Он соблаговолил как к посланнику, и тогда Он ведет пред ним и позади его наблюдателя» (сура Джин, аяты 26-27). Говорить об относительном сокрытии является чудом, которое демонстрировали пророки. Тем самым пророки вселяли веру в людей и вели их к пути Аллаха.
Как пишут во многих книгах, имамы, момины, святые, религиозные деятели могли передавать некоторую информацию из мира относительно сокрытого. Эта особенность называется проявлением чуда, даром. В истории были люди, которые рассказывали другим, что случится в будущем, или о том, какие события происходят далеко-далеко в мире, и это вызывало удивление окружающих. Как правило, люди, информированные о сокрытом, не любят распространяться об этом, и говорят об этом только в случае необходимости, поскольку, распространение такой информации приводило к почету и уважению среди людей, вызывало удивление и восхищение. А настоящие друзья Аллаха считали это угрозой для себя, боясь, стать высокомерными. Информация о сокровенном обычно передавалась святым во время сна, или они молились Аллаху по поводу интересовавших их вопросов, и Аллах слышал их молитвы.
Одним из тех, кто был относительно информирован о мире сокровенного, был живший в XIX веке известный муджтахид шейх Муртаза Ансари. Один из его учеников рассказал своим друзьям о произошедшем с ним.
«Когда я был молод, прибыл в Наджаф и стал участвовать на уроках шейха Ансари. Но первые годы образование мне давалось тяжело. Я не понимал, что говорит учитель, словно мое восприятие было закрыто для этого. В конце концов, я пошел на могилу имама Али (а) и помолился Аллаху, чтобы ради того, кто покоится в этой могиле, Он дал мне ясный ум, крепкую память. Ночью во сне я увидел имама Али (а). Его Светлость прошептал мне на ухо «Бисмиллахир-Рахманир-Рахим». После этого сна я почувствовал, что стал лучше осваивать уроки. Со временем стал выделяться среди учащихся. Я достиг такого уровня, что иногда во время уроков вел с шейхом Ансари научные споры.
Спустя какое-то время у меня появились чувство довольства и гордости. Я уже стал спорить с учителем, стал протестовать против чего-либо в присутствии учителя и на глазах у учащихся. В один из дней я опять поспорил с мастером. По завершении урока студенты разошлись. Шейх Ансари подошел ко мне, и так, чтобы никто не услышал, сказал: «Сынок, священный голос, который во сне прошептал тебе на ухо «Бисмиллах», шептал мне эти же слова вплоть до «валаззалина»». Шейх сказал это и ушел, а я остался в недоумении и удивлении. Поскольку я никому не рассказывал об увиденном сне. Это была тайна между мной и Аллахом».
Один из современников шейха Ансари, ученый из Наджафа, Шейх Мухаммед Хусейн Казыми вспоминал: «В один из дней, когда я был занят делами в усыпальнице имама Али (а), ко мне подошел Шейх Ансари и, вытащив из-под одежды мешочек с деньгами, протянул мне и сказал: «Возьми эти деньги, половину потрать на себя, половину распредели среди студентов». Поскольку Шейх Ансари был одним из больших марджеи-таглидов своего времени, деньги хумса и закята шиитского мира отдавались только ему. Он тратил эти деньги в целях, предусмотренных шариатом, часть денег отдавал преподавателям в Наджафе, чтобы те покрыли нужду своих студентов».
Казыми вспоминал, что он взял деньги и пришел домой. «В то время у меня было много долгов (поскольку в те времена у ученых было мало доходов, часто продовольствие и другие необходимые вещи они брали в рассрочку, а иногда брали в долг у богатых людей). Когда я посчитал деньги, то увидел, что это совпадает по счету с суммой моих долгов. Я подумал, не отдать ли мне деньги, чтобы погасить долг, а потом, как только ко мне на руки придут деньги, я раздам их студентам. Этот день я так и завершил с этой мыслью».
На следующий день, когда я вновь посетил усыпальницу, Шейх Ансари тихо подошел ко мне и прошептал: «Не задерживай деньги студентов. Как только мне на руки придут деньги, я отдам тебе, чтобы ты погасил долги».
Казыми удивился тому, откуда Шейх Ансари узнал, что у него было в мыслях и понял, что это было сообщено ему Аллахом и поступил так, как велел ему шейх.
Другой случай, связанный с Шехом Ансари поведал Сейид Мухаммед Али из города Дузфула. Сейид Мухаммед Али прибыл в Кербелу, но неожиданно у него закончились деньги. Он не хотел ни перед кем унижаться из-за денег. Ему оставалось только пойти в усыпальницу имама Хусейна (а), и помолиться Аллаху. Подойдя к могиле имама Хусейна (а), сейид Али обратился с мольбой к нему и сказал: «Если вы не помолитесь Аллаху, чтобы Он помог мне, я буду вынужден взять и потратить из вашего золота».
(Он хотел сказать, что отдерет немного золота от золотого панцыря, которым укрыта могила имама). Когда он окончил молитву и вышел из усыпальницы, к нему подошел слуга Шейха Ансара и сказал, что господин зовет его к себе. Сейид Мухаммед Али вместе со слугой направился к Шейху Ансари. Шейх Ансари без всяких расспросов отдал тридцать золотых туменей Сейид Мухаммеду Али и сказал: «Мне эти деньги были оставлены для того, чтобы я передал их тебе. Возьми эти деньги и возвращайся домой». Когда Сейид Мухаммед Али взял деньги и хотел выйти. Шейх Ансари окликнул его и сказал: «Но не вздумай взять золота Его Светлости».
(Все истории взяты из книги «Мардане-элм и мейдане-амал»).
İslam.az