На прошлой неделе скончался отец одного из моих друзей. Его похоронили в отдаленном уголке города. Сначала я подумал, что тут кроется какой-то смысл. Мало ли что? Может, там покоится какой-то близкий человек, и родные, следуя традициям, хотят похоронить родственников рядом. Однако истина оказалась куда суровее. На мой вопрос друг ответил: «Тут дешевле. На близлежащем кладбище мест уже нет. А если бы и было, это нам не по карману».
Факт продажи мест на кладбищах ни для кого не секрет. Цена меняется в зависимости от места. А на некоторых кладбищах цена столь высока, что хоронить своих усопших здесь могут лишь очень богатые люди. Другая отличительная особенность кладбищ – разделение по региональному принципу. Здесь покоятся выходцы из определенного региона страны.
Сейчас на многих кладбищах разбиты настоящие парки. Порою на участке в полсотки расположена всего одна могила. И чего только здесь нет? Проведено освещение, линии водопровода и канализации, установлены скамейки и т.д.
Если человек заранее приготовит себе могилу – Ислам это только приветствует. В таком случае люди будут обременены меньше, и хлопот у них убавится в связи с похоронами. Однако у нас и этот обычай перешел за все разумные рамки. Порою на кладбище имеется огромное количество пустующих могил, а умершего негде похоронить.
Сейчас на наших кладбищах для усопших создаются такие условия, что им позавидовали бы даже фараоны. Увидев это, невольно вспоминаешь древние времена. Тогда люди были уверены: в загробной жизни умершим понадобятся те же предметы обихода, что и в этом миру. Вот и обеспечивали его всем «необходимым». Но что же теперь?
P.S. Многие порицают подобное состояние дел. Но когда очередь доходит до них, отдают предпочтение устоявшейся традиции. Ратуют за то, чтобы в дело вмешались государственные организации. Однако пока мы сами не исправимся, дело с мертвой точки не сдвинется.
P.P.S. Покидая этот мир, каждый унесет с собой свои деяния. А если кто-то желает облегчить участь своему близкому на том свете, будет лучше, если потратит деньги на пропитание какой-то малообеспеченной семьи, чем на мраморные надгробные плиты.