На протяжении всей истории одной из причин раскола исламского мира, раздора между мусульманами был именно фактор мазхаба. Очень жаль, что мусульмане, совершающие намаз в сторону одной кыблы, читающие один и тот же Коран, верящие в одного и того же Аллаха, считающиеся уммой одного и того же пророка, соблюдающие пост в один и тот же месяц, совершающие паломничество в один и тот же месяц в одно и то же место, иногда на почве мазхабов становятся участниками серьезных противостояний. Во всяком случае, все еще в различных точках земли продолжается вражда, убийства, акты террора по этой причине.
В минувшие времена, особенно в средние века противостояние между суннитами и шиитами было намного серьезней и безжалостней. Разногласие мазхабов становились началом длительных войн между большими государствами. Достаточно было, чтобы человек принадлежал к мазхабному меньшинству, и его могло бойкотировать общество, его могли арестовать, даже убить.
Поскольку мазхаб суннитов был более широко представлен в политической плоскости у власти, люди, принадлежащие мазхабу шиитов для сохранения своих жизней и имущества были вынуждены скрывать свои убеждения.
Также в тех странах, где превосходство составляли мазхаб шиитов, а сунниты жили в меньшинстве, они были лишены права провозглашать о своих вероубеждениях открыто. Как бы это не противоречило принципу толерантности и единства, это реалии истории.
Великие просветители исламского мира, мыслители прикладывали все усилия для прекращения противостояний между мазхабами, призывали людей к единству. Эти гении, жившие в невежественных и фанатичных общества, как правило, были вынуждены скрывать свою причастность к тому или иному мазхабу. Приведем в связи с этим один пример.
Живший в Багдаде в XII веке по христианскому летоисчислению Ибн Говзи Ханбали из рода халифа Абу Бекра был прекрасным толкователем Корана, знатоком хадисов, прекрасно разбирался в суфизме и медицинских науках. Он был прекрасным оратором. Бывшие в те времена у власти Аббаситы являлись приверженцами суннизма. Но в столице халифата Багдаде было местечко Карх, где жили шииты. Ибн Говзи понимал, что каждое неосторожно сказанное слово может разжечь огонь вражды между мазхабами.
Говорят, что однажды у Ибн Говзи после хутбы спросили: кто после пророка лучше, и кто кого превосходит - Абу Бекр или Али, чье имя достойно занимать место в халифате? Ибн Говзи, чтобы им остались довольны и сунниты, и шииты, воспользовавшись знанием арабского языка и своими ораторскими способностями, сказал так: «Афзальхума ман канят бинтяху фи бейтихи», что в переводе с арабского означает «Из двух предпочтителен тот, (чья) дочь в (его) доме. (Здесь выражение «в его доме» означает быть супругой). Это предложением можно разъяснить двояко.
Известно, что Абу-Бекр был свекром пророка Мухаммеда (с), а Али (а) зятем пророка. То есть дочь пророка была в доме Али (а), а дочь Абу-Бекра в доме пророка. Таким образом, можно предположить, что здесь и Али, и Абу-Бекр стоят на равной позиции.
В другое время у Ибн Говзи спросили число имамов. Ученый, опять не теряясь, сказал: «Алям кям агулю, арбаа, арбаа, арбаа», что в переводе с арабского означает «Сколько раз я говорил, четыре, четыре, четыре». И здесь Ибн Говзи с уважением отнесся к вероисповеданию обеих мазхабов.
Дело в том, что сунниты признают имамами четырех праведных халифов, число которых составляет четыре. У шиитов же 12 имамов. Если поверхностно истолковать выражение Ибн Говзи, то получится, что он говорит о четырех имамах - что на пользу суннитов, а если слово «четыре» умножить на три, то получится 12 – что на пользу шиитов.
Существует много легенд, связанных с высказываниями Ибн Говзы, сказанные им в различных меджлисах с участием шиитов и суннитов, но так, чтобы не обидеть ни одну из сторон.
Сегодня, слава Аллаху, несмотря на отсутствие тех жестоких противостояний, которые царили в средние века, достаточно провокаторов, желающих создать противостояния, которые пытаются разжечь распри, воспользовавшись любым сказанным словом. И приводя в пример эти истории, наша цель заключается в том, чтобы принимая во внимание общество, окружающих, увести их от бесед, приводящих к разногласию.
Не следует забывать, что слова надо использовать уместно. И если ты решительно и однозначно высказываешь свою позицию и при этом еще больше разжигаешь пламя вражды между двумя сторонами, то лучше в это время или смолчать, или сказать такие слова, которые удовлетворили бы обе стороны. Над этим стоит подумать.